Отчето-рассказ о горном походе по Западному Саяну, хребет Ергаки
Когда поход перестаёт быть просто походом, когда цепенеешь, когда беспомощно смотришь, когда испытываешь облегчение (ну и, конечно же, восторг, воодушевление, радость). когда имеет значение здесь и сейчас (и это не просто звучные слова). Когда вся твоя жизнь замирает, становится неважной, несущественной, иллюзорной.

И будто бы ностальгически щемит сердце. И будто бы это уже было. Со мной, с тобой, с нами.

10 ребят, 10 перевалов и 10 дней, которые надолго застрянут в памяти
Я была практически уверена, что отчет об этом походе я точно пропущу (хотя в целом я его итак не буду делать подробным). Но пока фотографии с похода по Тянь-Шаню подтягиваются, впечатления формируются — стоит, наверное, рассказать и о другом походе.

Я бы сказала так: с нами иногда случаются такие вещи, которые мы бы предпочли, чтобы не случались. Но когда они случаются, выбора у тебя нет. Воспринимать это можно по-разному, как стечение обстоятельств, как урок, случайность. Я стараюсь воспринимать как опыт. Так примерно я бы и охарактеризовала этот поход — опыт и подготовка к чему-то большему. Хотя мой рассказ будет совсем не об этом.

Вообще, Ергаки — хребет Западного Саяна на юге Красноярского края. Район очень компактный, является среднегорьем. Высшая точка района — 2265 (пик Звездный).

Главная особенность — компактность района, здесь нет длинных прогонов по долинам, чтобы подобраться к перевалу, утомительных подъемов по леднику и всего такого прочего. Доступно, интересно, в случае ЧП спасатели доберутся быстро, а главное — очень и очень красиво. Скалы, чистейшие озера, курумники, цветы, зелень. Идеальный вариант для тех, кто хочет в поход, кто хочет в горы, но для высокогорья не хватает опыта/подготовки и т.д. Здесь можно и набегаться, и в перевалы «наподниматься», и по скалам поползать.

Нитка маршрута (заявленная)

Вообще в своем «личном» отчете не вижу особо смысла рассказывать сколько километров мы прошли в каждый из дней, во сколько встали, что кушали, во сколько шел дождь и сколько мы сидели под тентом. Подобную техническую информацию можно прочитать в официальном отчете, который я прикреплю внизу. Кроме того, не обо всех событиях этого похода я могу и хочу рассказать, поэтому поделюсь просто своими впечатлениями от региона, и, конечно же, фотографиями.

Ехать в поход на поезде приятно (особенно, если не больше 2-х суток). Как правило, это то время, когда ты садишься и просто выдыхаешь, потому что до этого момента ты просто постоянно находишься в состоянии напряжения, завершения дел, бесконечных сборов и размышлений.

Есть и еще один приятный момент — выбежать из душного поезда и чем-нибудь поживиться на вокзалах крупных городов. Рельеф и цвета за окном меняются, мысли немного упорядочиваются и начинаешь предвкушать. Наш поезд следовал до Абакана, а дальше был заказан трансфер.

Смотришь в окно — и сердце замирает в каком-то тревожном, но радостном предвкушении. Для меня это был первый именно горный поход, до этого видела разве что заснеженный перевал в Грузии и лесистые перевалы зимнего Алтая. Такое приятное ощущение, что вот-вот узнаешь какой же он, горный поход.

Команда — 10 человек.
Сразу видно туристов, удаляющихся вдоль тропы, да и в целом кругом много туристической инфраструктуры. Но в целом это все до ближайшей достопримечательности через 4 км — радужного озера, висячего камня, скалы орешек. Природа здесь фантастическая, сразу буйная зелень, причудливые деревья, тропы в корнях
На первый день дистанция запланировала совсем небольшая, 4 км пробегаем за 2 ходки и собираемся радиально сбегать до самых популярных туристических точек Ергаков.

Самое главное — дождаться, пока все туристы свалят из кадра. А, да, это Висячий камень. Со стороны кажется, что лежит он основательно, но если подлезть и посмотреть, то кажется слегка удивительным. Практически добрались до перевала Красноярцев и встаем на обед (хотя вернее сказать — ложимся). Успеваем искупаться. Погода, на самом деле, стоит отличная и практически постоянно, проходя мимо озера, мы мечтали в него залезть (и в 70% случаев свою мечту осуществляли)

Спускаемся в долину реки. Удивило то, насколько недружелюбным бывает лес. Не в прямо смысле, а в том, что наступаешь — и вечно куда-то валишься или обо что-то ударишься. За весь поход 3 к.с. по Тянь-Шаню я поставила наверное не больше 3 небольших синяков (и это при том, что горы ТШ считаются уже серьезными и основательными), а здесь ну просто каждый собираешь.

В общем первый день для нас закончился только тогда, когда начинало темнеть и уже пора было останавливаться. А ночью ребята успевают насладиться звездами, пока я мирно соплю в палатке.

А вот на следующий уже забираемся повыше
Выглядит красиво и называется вроде бы Каменный Город. Хотя мне вечно напоминает спины каких-нибудь загадочных доисторических животных.
Где-то примерно здесь затерялся перевал Вспомогательный, и, судя по всему, еще и одна ночевка, но таких деталей я уже вспомнить не могу (хе)

На как раз 3 день у нас вышли из строя сразу две горелки. Путем многочисленных ремонтов жизнь им удалось продлить, но в целом под конец похода у нас осталась всего лишь одна горелка, которая накручивалась на баллон. И это на группу из 10 человек, среди которых один вегетерианец. Ну просто челлендж.

Следующий перевал — Спасателей, где мы уютно устраиваемся на привал с отличным видом.
Потом начались веселые приключения на безобидном травянистом склоне, так как решили двинуть по натоптанной медведем тропе, вышли к лежанке, а потом немного сменили траекторию и в итоге были вынуждены спускаться по мокроватому травянистому и крутому склону. В конце концов, когда со скоростью нашего аккуратного передвижения за час мы продвинулись по горизонтали, но высоту практически не сбросили — стали спускаться вниз по веткам (какая никакая, а точка опоры). Дошли до очередного мелкого мутного озера, пообедали и пришли к месту ночевки, правда потом еще оперативно сбегали посмотреть на водопады и красивейшее озеро.

Обходим озеро и находим место, с которого можно плюхнуться в воду. Тут же встречаем закат и понимаем, что надо домой
Вообще, все по расписанию: новый день — новый перевал (Водопадный), так что наш путь снова лежит на подъем. Сегодня мы — в тумане.
А наверху нас ждет озеро и пару часов приятного обеденного отдыха. Ждем, пока погода чуть-чуть наладится и ЧМО рассосется (чрезвычайно мерзкая область или называйте как хотите).

Приятное время, когда можно расслабиться, почитать, позалипать и просто выдохнуть. Пережидаем небольшой дождь и решаем двигаться. Тут притаился наш очередной перевал — Межозерный. Одно озеро оставили на одной из предыдущих картинок, а другое называется восьмерка и форму имеет соответствующую.

Ну а мы сидим просто на белом фоне.
А потом продолжаем такой же туманный спуск. Но, к слову, успеваем поставить лагерь и сразу начинается проливной дождь, который хоть и устраивал редкие просветы, но все-таки поливал щедро.

Присмотрели площадку. Состав нашей палатки за исключением фотографа. Вообще было приятно поваляться в палатке, поболтать и подремать. Люблю, когда остается время просто побездельничать, а не сразу ужинать и ложиться спать.

С утра попробовали забраться на перевал Туманный. Хоть впоследствии от этой идеи нам пришлось отказаться, но чего не отнять — так это потрясающего вида. После чего последовало много событий, спустились в долину реки и увидели целую кучу красивых мест, но это — во второй части отчета, а пока 5 дней похода остались позади.
Апдейт 2020 года: конечно, никакого продолжения я не написала. Поэтому просто покажу фотографии со второй части похода. Еще больше фотографий можно найти у меня в альбоме.